Список форумов Планеризм Планеризм
Планеризм и все что с ним связано
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Подробные штопорные характеристики Янтаря и ЛАКа

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Планеризм -> Теория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Андрей



Зарегистрирован: 25.10.2008
Сообщения: 222

СообщениеДобавлено: Сб Май 29, 2010 2:15 am    Заголовок сообщения: Подробные штопорные характеристики Янтаря и ЛАКа Ответить с цитатой

Очень полезный обзор про штопор и его отработку.


Штопорные характеристики планеров.doc
 Description:

Download
 Filename:  Штопорные характеристики планеров.doc
 Filesize:  52 KB
 Downloaded:  840 Time(s)

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей Бабин
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2010 3:16 pm    Заголовок сообщения: Почему педали нейтрально??? Ответить с цитатой

Почему педали нейтрально???
Нас же всегда учили на выводе жать на педаль противоположно вращению, а вот когда уже вращение остановлено, тогда уже поставить педали нейтрально и ручку на себя для вывода из пикирования.
Вернуться к началу
Линар



Зарегистрирован: 20.03.2008
Сообщения: 491
Откуда: Черноголовка

СообщениеДобавлено: Пт Июн 04, 2010 9:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Этот документ - достаточно сильный довод, например, в вопросе использовать или нет интерцепторы
в разворотах по кругу. И всё же непонятно, почему за рубежами не усматривают в этой технике ничего плохого.
Получается в духе: "а мужики-то не знают!"

В связи с этим, было бы интересно увидеть числа характерных скоростей в посадочных конфигурациях
для таких популярных учебных планёров как G-10X/Twin Astir и DuoDiscus.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
07



Зарегистрирован: 21.02.2008
Сообщения: 184
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июн 04, 2010 4:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

в Виноне действительно Инструктор выдернул интерцепторы на четвертом развороте и стал мне пенять что я этого не сделал сам.
У них нет ограничений похоже на использование интерцепторов в поворотах. Нос опускаешь у планера и выпускаешь тормоза, нет проблем.
можно приемом этим пользоваться когда необходимо высоту стравить.
хочется узнать доводы тех кто не разрешает пользоваться тормозами у нас. Одним из аргументов может быть тот - что строить заход необходимо так что бы не было нужды пользоваться тормозами в повороте, то есть планировать посадку с неким запасом, а тормоза в повороте использовать только в крайних случаях, например если попал в восходящий поток между третьим и четвертым разворотом, а вытягивать траекторию к четвертому повороту что то или кто то мешает, тогда можно в четвертом развороте выпустить тормоза. В Виноне при заходе часто бывает гора не то что бы мешает, но не хочется верхушки деревьев рассматривать, вот и выпускаешь тормоза уже после того как проскочил гору, то есть на самом четвертом развороте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Казак
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июн 07, 2010 10:59 pm    Заголовок сообщения: Re: Почему педали нейтрально??? Ответить с цитатой

Андрей Бабин писал(а):
Почему педали нейтрально???
Нас же всегда учили на выводе жать на педаль противоположно вращению, а вот когда уже вращение остановлено, тогда уже поставить педали нейтрально и ручку на себя для вывода из пикирования.

При таких действиях янтарь (65) запаздывает на виток-полтора на выводе. Вывод же ручкой кажется мгновенным.
Ответ на вопрос "Почему" такой: для вывода из штопора надо устранить причину - повышенный угол атаки. Это делается, как ты понимаешь, при помощи руля высоты. ЮрьСаныч про это подробно рассказывал. С формулами.
Вернуться к началу
Линар



Зарегистрирован: 20.03.2008
Сообщения: 491
Откуда: Черноголовка

СообщениеДобавлено: Вт Июн 08, 2010 10:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

07 писал(а):

хочется узнать доводы тех кто не разрешает пользоваться тормозами у нас.


Собственно, в документе представленном Андреем и приводится, с моей точки зрения, такой веский довод:


Код:

1. На планерах типа "Янтарь-Стандарт".
....
б)   При выполнении спирали с креном 30°
....
С выпущенными шасси и интерцепторами скорость срыва в штопор:   
•   при координированном развороте – 87 км/ч,
•   при передаче внутренней педали – 99 км/ч.
Потеря высоты при этом 100-110 метров,...


То есть, при нормальной скорости по кругу 105-110, завалить Стандарт на четвёртом развороте
можно (согласно этому документу) как нефиг делать (свал на 99), и потом не успеть вывести ( -100м ).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
АБ
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Июн 08, 2010 10:16 am    Заголовок сообщения: Короче, будем пробовать... иначе никак - нужна практика! Ответить с цитатой

Короче, будем пробовать... иначе никак - нужна практика! А то нехорошо получается - с 2007 года на Янтаре, а кроме парашютирования и скольжения ничего не делал... Я думаю штопора на Янтаре необходимо отработать всем летающим на данном типе (и в посадочной конфигурации тоже). Одно но - кромку бы повыше сначала выбрать, НО когда высокая кромка надо лететь маршрут Smile
Вернуться к началу
07



Зарегистрирован: 21.02.2008
Сообщения: 184
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 08, 2010 11:02 am    Заголовок сообщения: интерцепторы в повороте Ответить с цитатой

Если правильно помню теорию - завалить ЛА в штопор можно на любой скорости. Вопрос интенсивности дачи ноги и создании перегрузки - кто бывал на лекциях Ю.А. Кузнецова меня поправят если ошибаюсь. Срыв в штопор возможен при заходе на посадку и на скорости 120 и на 140 если пилотировать грубо, резко, пытаясь "переломить" траекторию. Так что выходит нет необходимости привязывать штопор к некой минимальной скорости и аргумент о минимальной скорости не кажется убедительным. Скорее выпуск интерцепторов в повороте - это действие которое само по себе требует внимания пилота, появляется еще одно отвлекающее от маневрирования управляющее воздействие, задача усложняется. И чем меньше пилот делает движений левой рукой при заходе на посадку тем больше его внимание сосредоточено на самом процессе управления планером. Например работа с закрылками на ASH 25 - заканчивается после четвертого поворота - ставишь положение "лендинг" - и больше на них не отвлекаешься. Хотя можно закрылками так же как и интерцепторами регулировать траекторию полета.
Еще один аргумент против использования закрылков в повороте - высокая и мало кому известная скорость снижения планера, нос сильно опущен к земле и земля просто летит в глаза и необходимо не растеряться от такого вида.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Андрей К



Зарегистрирован: 10.04.2008
Сообщения: 261

СообщениеДобавлено: Вт Июл 13, 2010 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В связи с важностью темы во вложении публикую выдержку из книги "Летчику о практической аэродинамике" 358.4 Л52, составитель Седов Г.А. 1961г.
По поводу типа штопора Янтаря можно прочитать в РЛЭ:

4.5.4. Штопор
/при крайних переднем и заднем положениях центра массы штопоры не установлены/
Штопор разрешается выполнять только при отсутствии водяного балласта. Запрещается выполнять штопор при переднем положении центра массы /пилот 110 кг + оборудование приборной доски 4 кг/.
Рекомендуемое отклонение элеронов в штопоре :
- для легкого пилота - против направления вращения /отклонение способствует погашению продольных колебаний/;
- для среднего пилота - элероны не отклонены;
- для тяжелого пилота - по направлению вращения /отклонение облегчает выполнение штопора/.
В большинстве случаев планер выполняет штопор в сочетании с продольными колебаниями с циклом, состоящим из около 1 1/2 витка. При легком пилоте имеют место продольные колебания вплоть до плоского положения, причем временно наблюдается падение показаний скорости аж до нуля. При выводе из штопора отклонение элеронов против направления вращения ускоряет прекращение штопора.
В любом случае выход из "крутой" фазы /при колебаниях/ происходит с запаздыванием, не превышающим 1/2 витка. Полная потеря высоты за время маневра вывода составляет около 100 м, а при нерешительном выводе может превысить 100 м.

Таким образом, на янтаре происходит колебательный штопор. Для вывода из такого штопора нужно руль направления энергично отклонить полностью против штопора, а руль высоты через 2-4с поставить в нейтральное положение (при нейтральном положении элеронов). Собственно, этому нас и учат на бланиках. Лучше, конечно, не допускать сваливания в штопор и во-время отдать ручку от себя. Но тут уж как получится.



Page2.jpg
 Description:
 Filesize:  304,03 KB
 Viewed:  13388 Time(s)

Page2.jpg



Page1.jpg
 Description:
 Filesize:  342,35 KB
 Viewed:  13388 Time(s)

Page1.jpg


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Андрей К



Зарегистрирован: 10.04.2008
Сообщения: 261

СообщениеДобавлено: Вт Июл 13, 2010 11:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если быть точным, то поведение янтаря согласно РЛЭ зависит от массы пилота. Для легкого пилота, в РЛЭ описан малоустойчивый штопор, поэтому, возможно, достаточно отклонить ручку управления от себя на 1/4 хода, как рекомендовал С. И. ХАРЛАМОВ. Сейчас я вижу следующий алгоритм вывода янтаря из штопора:
1)При приближении к сваливанию или в начале штопора отдать ручку на 1/4 хода.
2)Если это не помогло, остановить вращение резкой дачей педалей против штопора с возвратом в нейтральное положение.
3)В зависимости от ситуации, либо начать вывод из пикирования, либо поставить ручку в нейтральное положение до набора достаточной скорости.
Элероны должны быть установлены нейтрально.
С элеронами, нужно быть осторожным. Ниже приводится выписка из РЛЭ Л-23. Отклонением элеронов по штопору можно его удерживать в штопоре неограниченно долго. Это подтверждает мысль, что на разных типах ЛА влияние элеронов может быть противоположным.



L23_spin.jpg
 Description:
 Filesize:  90,24 KB
 Viewed:  13376 Time(s)

L23_spin.jpg


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Казак
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Июл 15, 2010 2:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Однажды подержавший кошку за хвост знает о ней больше, чем прочитавший о ней несколько книг. Smile

В целом, не стоит бояться штопора или сваливания на янтаре. Янтарь хорошо штопорит и хорошо выходит. Нам даются соответствующие упражнения на отработку данных режимов.
При непреднамеренном сваливании янтарь 3 теряет заметно больше высоты, чем бланик. Там, где бланик на сваливании-выводе потеряет 20 метров, янтарь (особенно если зевнуть) запросто потеряет 70. Это надо помнить при парении в группе и особенно на 4м развороте.
Вернуться к началу
Андрей К



Зарегистрирован: 10.04.2008
Сообщения: 261

СообщениеДобавлено: Пт Июл 16, 2010 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот не знал я, что казаки кошек за хвост дергают Smile. В книгах помимо способов хорошего обращения с животными, еще учат как их различать между собой. Тигры, понимаешь ли, тоже кошки. Если неудачно дернув кошку за хвост можно отделаться испугом, то тигр голову откусит. А если их не обижать, то они очень похожи - любят мясо, молоко и когда им чешут за ухом.
Короче говоря, если кто хочет самостоятельно по-штопорить на незнакомом планере, то сначала разберитесь в следующих вопросах:
1)Чем опасно отклонениеруля высоты на вывод до отклонения руля направления? Почему, на некоторых типах это считается недопустимой ошибкой?
2)Что называется запаздыванием выхода планера (самолета) из штопора?
3)Почему при неудачной попытке вывода рекомендуют поставить органы управления в положение порой противоположное необходимому для вывода?
4)С помощью какого прибора всегда можно узнать какую ногу требуется дать на вывод из штопора?
Если вы не знаете ответы на эти вопросы, значит у Вас есть все шансы дернуть тигра за хвост.
Вообще говоря, приходится признать, что 07 прав. Выполняя фигуру "штопор" на бланике начисто забываешь, что штопором называется непроизвольное (=неуправляемое) движение планера. Все привыкли, что достаточно слегка пошевелить педалями или ручкой чтобы вернуть контроль. А вот потом на практике выясняется, что на других типах ничего сразу и не восстанавливается...
Все-таки рекомендую сначала ознакомиться с вопросом в литературе, поспрашивать у тех кто уже попробовал, а потом проверять самому. В полете у Вас будет только 1000м / 40м/c = 25с. Этого может хватить примерно на 4 попытки. Потом только прыгать. А оно Вам надо?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Арсений



Зарегистрирован: 24.04.2008
Сообщения: 190

СообщениеДобавлено: Пт Июл 16, 2010 1:34 pm    Заголовок сообщения: Re Ответить с цитатой

Ты уж сразу ответы пиши, Андрей Маркович. Как дёргать янтарного тигра за хвост, ну, или если он сам набросится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Планеризм -> Теория Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You can attach files in this forum
You can download files in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB